Помощь психолога

  

    

 

Помощь психолога

 

 Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

 Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному.   

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

·       В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.

·       В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.

·       Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 

·       Дети попадают в более строгую систему требований к ним.

·       Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода.

Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

·       индивидуальных особенностей ребенка;

·       уровня готовности к школе;

·       степени развития социальных навыков.

Основные сложности адаптации первоклассника

1. Физиологическая и психофизиологическая нагрузка
Организм ребёнка 6–7 лет ещё не полностью готов к длительному сидению, концентрации внимания и систематическим урокам. Повышенная утомляемость, трудности с сосредоточением, частые жалобы на головную боль или усталость — распространённые признаки того, что адаптация проходит тяжело.

2.Эмоциональныетрудности
Первоклассник может испытывать страх перед новым пространством, учителем или коллективом. У некоторых детей возникают тревожность, плаксивость, нарушения сна. Иногда ребёнок демонстрирует протестное поведение: отказывается идти в школу, медлит по утрам, проявляет капризы.

3. Социальная адаптация
Школа — это новая социальная среда. Не все дети умеют устанавливать контакты со сверстниками, понимать правила общения и выстраивать отношения с учителем. У некоторых формируется чувство одиночества, появляются конфликты или трудности с принятием норм школьного коллектива.

4. Интеллектуальные трудности
Несмотря на программу подготовки в детском саду, не все дети одинаково легко включаются в учебную деятельность. Одни сталкиваются с проблемами в освоении письма и чтения, другие — с организацией своей работы: они забывают задания, теряют вещи, не умеют планировать время.

5. Особенности саморегуляции
Многие первоклассники не умеют контролировать свои эмоции и поведение. Это проявляется в повышенной импульсивности, трудностях с соблюдением дисциплины и правил. Важно помнить, что это не всегда «непослушание», а скорее этап становления навыков саморегуляции.

Рекомендации родителям

1. Создание стабильного режима
Режим дня помогает ребёнку чувствовать себя увереннее и уменьшает стресс. Важно, чтобы первоклассник достаточно спал (не менее 10 часов ночью), имел время для прогулок и отдыха. Домашние задания стоит выполнять в одно и то же время, в спокойной обстановке.

2. Эмоциональная поддержка
Родителям следует проявлять терпение и понимание. Разговоры о школе должны быть доброжелательными: лучше интересоваться не только отметками или выполнением заданий, но и эмоциями ребёнка, его отношениями с одноклассниками. Важно хвалить даже за небольшие успехи.

3. Помощь в организации учебной деятельности
В начале обучения ребёнку нужна помощь в том, как правильно собрать портфель, разложить книги, распределить время. Постепенно можно поручать ему эти обязанности самостоятельно, формируя навыки ответственности.

4. Развитие социальных навыков
Родители могут помочь ребёнку в освоении навыков общения — проигрывать ситуации (как попросить о помощи, как познакомиться, как мирно решить конфликт). Совместные игры со сверстниками, кружки и секции также способствуют социализации.

5. Снижение уровня тревожности
Важно не сравнивать ребёнка с другими, а отслеживать его личный прогресс. Совместные прогулки, творчество, спортивные занятия помогают снять напряжение и укрепить эмоциональный контакт с родителями.

Рекомендации педагогам

1. Учитель играет ключевую роль в адаптации первоклассника. Ему важно быть не только носителем знаний, но и наставником, который создаёт атмосферу доверия и безопасности.
2. Использовать игровые формы обучения, особенно в первые месяцы.
3. Чередовать виды деятельности, чтобы избежать переутомления.
4. Поддерживать положительное подкрепление вместо акцента на ошибках.
5. Организовывать групповые задания, которые развивают чувство принадлежности к коллективу.
6. Взаимодействовать с родителями, делясь наблюдениями о состоянии ребёнка.

Адаптация первоклассника в школе — сложный, но естественный процесс, который требует времени, терпения и участия взрослых. Если родители и педагоги будут сотрудничать, создавая благоприятные условия, ребёнок быстрее освоится в новой среде. Важно помнить: успешная адаптация закладывает фундамент для дальнейшего обучения и личностного развития. Забота о психологическом благополучии первоклассника — это инвестиция в его уверенность, самостоятельность и желание учиться в будущем.

 

 

ВАШ РЕБЕНОК – ПЯТИКЛАССНИК. АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЕТСЯ РЕБЕНОК ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ?
1. Новые учителя. Увеличилось количество предметов, а значит, и количество учителей; у каждого учителя свои требования, и приспособиться к ним на первых уроках сложно; в начальной школе основной учитель знал, что он задал по всем предметам, и мог дозировать домашнее задание.
2. Новые требования статуса. В прошлом году в начальной школе дети были самыми старшими и потому самыми главными, важными, успешными. В средней школе они вдруг оказались самыми маленькими и беззащитными. С другой стороны, взрослые считают, что ребенок уже вырос.
3. Новое отношение родителей. Часто взрослые считают, что если ребенок перешел в среднюю школу, значит, он автоматически стал взрослым и самостоятельным. Фразы родителей «он должен», «ты должен» все чаще звучат в адрес ребенка. Ребенок сам прекрасно осознает свою взрослость, но часто ему не хватает жизненного опыта ее осознать. Да к тому же взрослые не всегда поясняют, что же конкретно ребенок должен делать.

СКОЛЬКО ДЛИТСЯ АДАПТАЦИЯ К 5 КЛАССУ?
Переход из начальной школы в среднее звено сопряжен с большой психологической нагрузкой. Помните, что процесс школьной адаптации может длиться до 6 месяцев. Относитесь к ребенку с пониманием.

ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

ПРИЗНАКИ ТРУДНОСТЕЙ В АДАПТАЦИИ

- удовлетворенность ребёнка процессом обучения;
- ребёнок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ:

·        В этот период как никогда нужно чтобы ограничений, требований, запретов не было слишком много – будьте гибкими терпимыми в общении  с ребенком.

·        Больше наблюдайте, активно слушайте ребенка.

·        Вы переживаете за ребенка и помогаете ему, но не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами: – тревожность передаётся ребёнку от родителей! Интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, экскурсий.

·        Подчеркивайте, выделяйте значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогайте ему тем самым обрести веру в себя. Это способствует снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него обязательно накапливаются достижения.

·        Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии положительно и продуктивно скажется на школьных делах и обеспечит более комфортную адаптацию.

ПОМНИТЕ:
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.

 

 

Рекомендации  психолога родителям учащихся 7-ых классов с учетом их возрастного профиля развития

 Подростковый возраст -  тяжелый и для ребенка, и для его родителей. У кого-то он наступает чуть раньше, у кого-то чуть позже. Это период, когда ребенок должен повзрослеть. Но границу между детством и взрослостью нельзя пройти в одно мгновение. Невозможно заснуть ребенком, а проснуться уже взрослым самостоятельным человеком. Это путь, это тяжелая напряженная внутренняя работа и борьба. Это очень важный, очень ответственный, и очень сложный период, со своими переломными точками.

1.      Что делать? Я не могу понять, что происходит с моим ребенком (Психологический компонент)

Подросток уже по-новому оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении, отдалении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Такое поведение ни в коем случае не говорит о том, что подросток вдруг перестал любить и уважать своих родителей, это совсем не так. Более того, такое поведение свидетельствует о начале активного поиска подростком собственной уникальной целостной сущности, собственного «Я». И, с одной стороны, он хочет отделиться, обрести самостоятельность, а с другой, он все еще нуждается в любви, поддержке и принятии со стороны родителей. Поэтому стоит понимать, что такая ситуация внутреннего конфликта переживается довольно непросто. И важно помочь своему взрослеющему ребенку.

Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми, и, если кто-то им делает замечания об отрицательных чертах его характера, может возникать сильная эмоциональная вспышка.

Часто подросток хочет «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Поэтому важно не терять контакта с ребенком, чтобы иметь возможность оградить его от необдуманных опасных шагов.

Рекомендации:1) Не относиться к подростку как к маленькому ребенку.

2) Не мешать проявлять подростку самостоятельность, иметь собственное, отличное от родительского, мнение, принимать решения и действовать самому. Но при этом не бросать его в тех ситуациях, в которых он еще справиться не может, помочь и поддержать, быть тем, в ком он будет уверен и к кому всегда можно прийти за советом и помощью. Созданию таких отношений может поспособствовать привлечение подростка к какой-нибудь серьезной совместной работе.

3) В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания контакта с ним. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

4)Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. И, чтобы подросток к ним прислушался, это должно быть не простое навязывание требований, нужно объяснить и аргументировать, зачем и для чего необходимо их выполнять.

5) И, самое главное, быть терпимым к непривычному для вас, сложному поведению подростка, его эмоциональным реакциям и тем трудностям в ваших отношениях, которые так или иначе будут возникать; относиться к этому с пониманием. Выстраивать новые отношения со своим ребенком, учитывая его сложный возраст.

     2. Дружба (Социально-психологический компонент)

Если отношения с семьей несколько сдвигаются на второй план, то на первый выходят отношения со сверстниками. И дружба становится одной из самых больших ценностей. Через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка и другое. Дружба также дает возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений, выяснении отношений, ссор.

Общение с друзьями оказывается настолько притягательным, что дети могут забывать об уроках и домашних обязанностях. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.

Мальчики и девочки начинают проявлять интерес друг к другу как представителям противоположного пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего, связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации. Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.

Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды.

 Рекомендации: 1) Принять значимость общения подростка с друзьями, не ограничивать эту возможность, если на то нет весомых причин.

2) Интересоваться жизнью подростка, его друзьями, но понимать, что это та область, которую подросток хочет ограничить от вмешательств со стороны родителей, сделав только своей. Поэтому важно почувствовать, где стоит остановиться, чтобы не нарушать право подростка на свой собственный мир.

 

3.      Развитие организма в этот период (Физиологический компонент)

В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей.

1) Происходит активное половое развитие. Для подростка это ново и с этим непросто.

2) Для подросткового возраста характерным является сильная изменчивость настроения. Это выражается в повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизме или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

3) Вследствие происходящих изменениях в коре головного мозга внимание становится неустойчивым. Замедляется реакция, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, не сразу начинает выполнять требования учителя. Чтобы не усугублять ситуацию, не следует торопить детей, необходимо давать им время на раздумье и не оскорблять.

 Рекомендации: Важно понимать эти особенности, быть терпеливым, бережным и принимать ребенка, несмотря на все сложности и не всегда приятное для вас поведение. Это не значит: молча терпеть любое его поведение, это значит: стараться понять, что стоит за ним, почему он так себя ведет. Когда вы знаете об этом, легче и вам, и ребенку. Понимая, легче принять. А ребенок, чувствуя принятие, будет вам больше доверять и чувствовать вашу поддержку.

  

ВНИМАНИЕ: АДАПТАЦИЯ!!!
Рекомендации психолога родителям обучающихся 10-ых классов

       Большинством ребят в этом возрасте уже пройдены подростковые кризисы. Одной из главных потребностей юношеского возраста является самоопределение, прежде всего профессиональное. С профессиональным выбором будет связан выбор соответствующих предметов на ЕГЭ и подготовка к ним.
На этапе старших классов родители могут столкнуться со следующими проблемами:

1. Снижение учебной мотивации в начале 10 класса: ОГЭ в 9 классе сдали, в 10 класс поступили, новые экзамены не скоро – значит можно отдохнуть. Такие рассуждения могут привести к тому, что ребята запускают учебный материал, а потом не могут наверстать его.

2. Сложная адаптация к условиям обучения в старшем звене: в 10 классе увеличивается нагрузка, материал более сложный; кроме того, ребята учатся в новом коллективе.

               Рекомендации для родителей старшего звена:

1. Создайте условия, облегчающие учебу ребенка:
а) бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
б) эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
в) обеспечьте ребенка необходимыми учебными материалами (интернет, технические средства, учебная литература и т.д.);
г) помогите подростку поддерживать, требуемый в школе внешний вид.
2. Не отпускайте на самотек вопросы, связанные с учебой. Ваш ребенок должен знать, что Вам не все равно, что происходит в школе. Будьте в курсе школьных проблем ребенка, поддерживайте связь с классным руководителем.
3. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Каждый ребенок уникален. Единственно допустимое сравнение – сравнивать ребенка с самим собой: «Вчера ты старался больше, чем сегодня».
4. Чаще говорите со своим взрослым ребенком, обсуждайте его будущее, слушайте его, овладейте навыками активного слушания.
5. Чаще говорите ребенку, что вы любите его несмотря ни на что.
6. Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, обращайтесь за
помощью к классному руководителю или школьному психологу.
                Приемы активного слушания.
     Эхо-техника – повторение отдельных слов подростка или словосочетаний без каких бы то ни было изменений.
     Уточнение – предложите уточнить детали сказанного, даже самые мелкие подробности.
     Паузы – выдержите паузу после того как подросток заканчивает говорить. Это даст возможность подумать, что-то осознать, добавить что-то к рассказу.
     Сообщение о восприятии – это возможность сообщить подростку, что Вы поняли, что он сказал, его эмоции и состояние. «Я понимаю, как тебе сейчас обидно и больно. Хочется плакать, чтобы тебя пожалели».
     Отражение чувств – выражение эмоциональной позиции подростка на основе Ваших наблюдений «Я вижу, тебя это волнует…».
     Резюмирование – проведение промежуточных итогов сказанного подростком в процессе его монолога «Итак, мы обсудили следующее …».

 

 

Цель социально-психологического тестирования (СПТ) в школе — ранняя профилактика. Тестирование помогает выявить факторы риска и ресурсы в эмоциональном состоянии и поведении учащихся, а также разработать меры поддержки. 

СПТ не является диагностикой отдельных учеников, не выявляет конкретные проблемы и не ставит «диагнозов». Это инструмент для анализа общей ситуации и улучшения образовательной среды. 

Задачи

·        Диагностика эмоционального состояния — выявление проблем (тревожность, стресс, депрессия, низкая самооценка), которые могут негативно влиять на учебный процесс и социальные взаимодействия.

·        Определение уровня социальной адаптации — оценка, насколько ученик интегрируется в школьное сообщество, как взаимодействует с одноклассниками и учителями, есть ли трудности в установлении контактов или конфликты.

·        Выявление отклонений в поведении — диагностика помогает выявить поведенческие проблемы: агрессию, замкнутость, склонность к антисоциальным поступкам или буллингу.

Методика проведения

СПТ проводится анонимно. Вопросы касаются отношения к школе, общения с друзьями и родителями, настроения, склонности к риску. Ребёнок выбирает ответы из предложенных вариантов. 

 Важно:

·        Результаты являются анонимными, доступ к индивидуальным данным имеют только специалисты, работающие с ребёнком.

·        Итоги обрабатываются в обобщённом виде — школа получает сводные результаты по классам/группам.

Нормативно-правовая база

·        Проведение СПТ в школе регламентируется приказом Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. №59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях». 

Дата последнего обновления страницы 05.11.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения