Рекомендации по выбору профессии

  

    

 

Рекомендации по выбору профессии

 

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

 

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения  целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:

 определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

 полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

 устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

 реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

 логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

 моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

•согласованность плана с потребностями рынка труда.

 

 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек»,«человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

• выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

• сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

• ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

• узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

• ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

• проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт  в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

 

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

• Какова продолжительность обучения?

• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

• Адрес учебного заведения и его полное название?

 

 

1. Как правильно выбрать профессию? 

Этот вопрос задают себе многие выпускники школ, ведь от этого выбора может зависеть вся дальнейшая жизнь. 
Сделать свой выбор помогут тесты на профориентацию, которые Вы найдете на сайтах:

Тест "Профориентатор" поможет понять, в каких профессиях Ваши личностные качества позволят добиться успеха, он включает 41 вопрос:http://www.ht.ru/prof/tests/po-demo/po-demo.php

Определить тип будущей специальности Вы сможете на сайте:http://szn.nnov.ru/prof/tests/?doc=8&id=40

Психологический тест на профориентацию:http://www.gup.ru/comments/profes.html

Тест «Профессиональных предпочтений» поможет Вам определиться с профессиональным выбором: http://psy.e-test.ru/prof/

Тест «Профиль эрудиции» позволит оценить не только эрудицию в общем, но и осведомленность в разных областях отдельно. Вы сможете определить, в каких сферах (политика, военное дело, человек, спорт, искусство, литература, наука, техника, природа, быт, кино и телевидение) Вы имеете конкурентные преимущества перед другими людьми: http://psy.e-test.ru/erudit2/

www.ht.ru  - сайт по профориентации «Кем быть?»

 

2. Как выбирать профессию

 

Для того чтобы правильно выбрать для себя профессию, Вам  необходимо учитывать три момента. Во-первых, определить каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется Вашим«ХОЧУ»: «хочу знать», «хочу сделать».

Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, возраст, квалификация, опыт работы (если он у вас есть). Необходимо детально изучить свои способности: внимание, память, мышление, воображение, тип нервной системы, характер. Все это, в конечном счете, определяет Вашу профессиональную пригодность и возможность. Проще говоря - это Ваше «МОГУ». В третьих, познакомиться с ситуацией, сложившейся на рынке труда города. Для этого Вы должны:

сориентироваться в мире современных профессий;

четко представлять себе выбранную специальность;

узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей города;

по каким профессиям можно найти работу;

знать требования работодателей, предъявляемые при приеме сотрудников;

знать основные трудности при устройстве на работу.

Иначе говоря, каково сегодня «НАДО».

Если Вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным.

3. Основные задачи при выборе профессии

 

 Задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

интересна и привлекательна для Вас;

соответствует Вашим способностям;

пользуется спросом на рынке труда.

Чтобы избежать ошибок при выборе или перемене профессии, необходимо:

пополнить и углубить свои знания о профессиях, возможностях трудоустройства, решить для себя, что Вы ожидаете от работы;

выделить те профессии, которые отвечают Вашему опыту, знаниям, способностям, интересам, физическим возможностям;

среди выбранных профессий подобрать самые подходящие для удовлетворения Ваших материальных, бытовых и других жизненно важных потребностей;

по каждой профессии выяснить возможности профессионального роста;

оценивая преимущества и недостатки будущей трудовой деятельности, не оставлять без внимания свое личное отношение к ней (нравится - не нравится, интересна или нет), если работа в тягость, успеха в ней добиться очень сложно.

 

 

 

Принимая решение о выборе профессии, учтите, что:

большие шансы на трудоустройство имеют лица с высоким уровнем образования и квалификации;

больше ценят того специалиста, который проявляет максимум трудолюбия и мастерства;

нет профессий абсолютно хороших и абсолютно плохих;

при выборе (перемене) профессии будьте готовы к уступкам: можно согласиться на временную, даже не очень привлекательную работу (если она не вредит здоровью) с перспективой ее перемены, это зачастую лучше в материальном плане, чем получать пособие по безработице;

не рассчитывайте найти такую же работу, какая была у Вас, будьте готовы к перемене деятельности.

 

 

Как организовать профессиональные пробы сил, или выбираем профессию обоснованно

Как вы думаете, когда человек начинает «примеривать» на себя разные профессии? Опыт «примеривания» в юношеском возрасте приобретает решающее значе­ние для развития навыков в выборе профессии и путях ее получения. И чем раньше вы начнете активно «примерять» на себя разные профессии, тем больше шансов сделатьобоснованный выбор. Этот этап должен проходить до того, как вампридется выбирать факультет, путь подготовки к поступлению, саму профессию. Возможностей попробовать себя много - главное, чтобы у вас хватило терпения и воли делать это регулярно и в разных направлениях.

       Одна из возможностей попробовать себя — участие в научном обществе учащихся.

Существует немало организаций, независимых от сис­темы образования, которые также поддерживают науч­ные интересы школьников. Вы можете обратиться в Меж­дународный Интеллект-Клуб: [http://www.informika.ru/text/goscom/gluon], который поддерживает интересные индивидуаль­ные и групповые исследовательские проекты среди школь­ников. В Москве действует организация, которая так и называется «Ученые детям»:http://kids.genebee.msu.su. Есть очень много организаций экологической направленности, которые так­же ведут научные клубы школьников. Вот координаты наи­более известных из них:

  Общественная организация «Эколайн»:[http://www.ecoline.ru/mc/infobook/],есоm@glas.арс.оrg;

  Евразийская Ассоциация молодежных экологических объединений «Экосистема»: [www.ilstu.edu/-aggubin/buklet-eng.htv].

В большинстве городов, имеющих давнюю университетскую историю, объединяют научные общества учащихся в общее движение школьников, интересующихся наукой. Многие из этих центров имеют весьма содержательные сайты, на которых размещаются интересные доклады, проводятся всероссийские олимпиады и телеконференции среди школьников. Вот адреса некоторых из этих сайтов:

  www.pionernou.krasu.ru (Красноярский университет: е-mail:pioneer@krasu.ru). Здесь проводятся ежегодные всероссийские конференции по филологии, журналистике, экономике, поэзии;

  www.univer.omsk.su/nou (Омский университет);

  http://сhat.ru/~lagег_integral/ (Волгоградский областной летний учебный лагерь «Интеграл»).

Более подробный перечень региональных научных обществ школьников вы можете найти на сайте http://www.aenet.ru.

Олимпиады — еще один путь «примерить» на себя ту или иную область профессионального образования и профессиональной деятельности.

Кроме традиционных олимпиад, проходящих в вузах и школах, все больше олимпиад проводится в Интернете. На сайтеhttp://www.ifmo.ru/contest/ представлены большой ар­хив задач по информатике с разных олимпиад, их результа­ты, статьи из газет и журналов о выступлениях российских сборных по информатике, информация о предстоящих олим­пиадах. Основные разделы: «Международные студенческие олимпиады АСМ», «Международные олимпиады школьни­ков», «Всероссийские олимпиады школьников», «Студен­ческие олимпиады Санкт-Петербурга», «Олимпиады школь­ников Санкт-Петербурга», «Архив задач», «Участники олим­пиад», «Статьи в прессе». Сайт размещен на сервере вуза, на базе которого проводятся соревнования северо-восточной европейской зоны чемпионата мира по программированию среди команд университетов.

На сайте http://www.homepages.compuserve.de/chasluebeckвы можете найти информацию об олимпиадах по разным пред­метам (математика, химия, физика, биология, немецкий язык), образцы выполнения олимпиадных заданий и уп­ражнения по подготовке к участию в олимпиадах.

На сайте http://www.abitu.ru представлена информация об олимпиадах МФТИ, международных олимпиадах по математике и физике среди школьников.

Значительный интерес представляет сайтhttp://www.eidos.ru/olymp/, на котором проводятся эвристические олимпиады по самым разным предметным областям.

Чем задания эвристической олимпиады отличаются от обычных олимпиадных заданий? Единых ответов на эври­стические задания не существуют. Каждый ответ учащегося уникален. Но, наверное, самую интересную олимпиаду можно найти на сайтеwww.gsh.org/project/gg/index.html   по этому адресу расположенаGEO GАМЕ, которая пред­лагает не только выиграть приз тому, кто хорошо знает географию, но и придумать интересное задание, а потом обменяться им со сверстниками всего мира. Представите­лем данного проекта в России является Центр телекомму­никационногообучения в Ярославле (www/edu.yar.ru). На этом же сайте можно найти множество интересных всерос­сийских и международных проектов, таких как интернет-олимпиада юных журналистов, проект Юнеско «Это наше время», который каждый год предлагает старшеклассни­кам тему для научной проработки (в этом году такой темой стала «Уважение к иностранной культуре»), олимпиады юных экономистов, программистов, историков.

В современном мире гораздо важнее научиться выби­рать профессию, чем суметь раз и навсегда выбрать свой путь. Не менее важно научиться находить самые эконом­ные способы достойной подготовки к избранной профес­сии. «Деньги решают все» — тот стереотип, который от­ступает перед современными возможностями традицион­ных форм первичной апробации своего профессиональноговыбора. Именно так научным языком можно назвать олим­пиады, кружки и научные общества школьников.

 

Учитесь пробовать себя, и самое главное, находить баланс междуинтуитивным: «Это — мое, это — не мое» и волевым: «Нуж­но попробовать еще раз».

Дата последнего обновления страницы 29.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения